Владимир рыженков, 1-мг-30
Бирмингемская школа
Стюарт Холл, идеалогия и неомарксизм.
Бирмингемская школа – это один из наиболее известных европейских центров по изучению массовой коммуникации в последние десятилетия ХХ века.

Школа создана в 1964 году при Университете Бирмингема для подготовки аспирантов по этой проблематике по инициативе профессора Ричарда Хоггарда – первого его директора, через 4 года ставшим Исполнительным директором ЮНЕСКО.

Следующим директором Бирмингемского центра стал Стюарт Холл, под руководством которого Центр значительно расширился, превратившись из преимущественно учебного в крупное исследовательское учреждение, и приобрел известность как широко ориентированная организация, мгновенно откликающаяся на новейшие социально-политические и культурные веяния.

Помимо массовой коммуникации, данный цент внес большой вклад в развитие исследований популярной, молодежной культуры, расовых отношений, а также малоприменимых в обществе субкультур.

Грамши
Антонио Грамши – один из первых «неомарксистов». Суть его идей в том, что господство господствующего класса предполагает не только его монополию на применение насилия, но и согласие самих подчиненных.
Для власти более предпочтительна ситуация, когда она остается незаметной, рассредоточенной, а ее проявления реализуются в форме «здравого смысла». Мировоззрение властвующего класса проникает в распространенные в обществе убеждения, в нормы, в ценности, в привычки людей.

И таким образом происходит представление интересов привилегированных групп как интересов общества в целом.





Одними из главных источников идей Бирмингемской школы являются современный марксизм или неомарксизм. Неомарксизм еще называют «критической теорией общества», для которой характерны непоколебимая приверженность к гуманизму и крайне важность освобождения человека от всех форм эксплуатации.

Исходно у Маркса речь шла о том, что общество разделено на классы – одни из них господствует, а другие находятся в подчиненном положении. В классическом марксистском понимании идеология – это определенная система взглядов и идей, и при этом искаженное отражение социальной действительности, выражающее интересы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей.

Идеология это не какие-то интеллектуальные построения, а что-то, «растворенное» в обыденном сознании.
То есть править можно неявно, используя «ненасильственное принуждение», так, чтобы манипулировать подчиненными группами против их воли, но с их согласия, в интересах крошечной части общества. И самый эффективный способ воздействия – неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру.

В установлении согласия подчиненных масс важнейшую роль играют такие институты как школа, семья, церковь и, разумеется, СМК. И совокупность материалов массовой коммуникации возможно рассматривать как пространство борьбы за установление этого самого согласия.

Именно этим объясняется наличие широкого спектра материалов СМК различной политико-культурной ориентации.

.
Луи Альтюссер
Еще одной важной идеей, на которую опираются теоретики Бирмингемкой школы, является концепция идеологии француза Луи Альтюссера.
В отличие от традиционного в классическом марксизме представления о ложном или иллюзорном отражении реальности в сознании людей, навязанном господствующим классом, идеология в понимании Альтюссера, не может оцениваться с позиций истинности или ложности. Это некая «концептуальная схема», с помощью люди оценивают, воспринимают, «переживают» реальные условия своего существования. И мы не можем жить вне какой-либо идеологии. И мы никогда не увидим объективную реальность – всегда и все могут увидеть только одну из возможных версий реальности.

Идеология включает в себя не только теоретические доктрины и идеи, но и неосознаваемые структуры социального воображения, чувства и все символические средства (обыденные представления, мифы, образы). Согласно Альтюссеру, идеология – это наш «проживаемый мир» и действует она, минуя наше сознание, но при этом воспроизводит социальный порядок согласно стратегическим задачам господствующего класса.

Специфика «функционирования» идеологии состоит, по Альтюссеру, в том, что она имеет форму «естественности», «натуральности», здравого смысла. Действует не на уровне сознания, а на уровне подсознания (массовое подсознательное).

Идеалогия
Эти идеи и переняли и развивали ученые Бирмингеского центра применительно к массовой коммуникации.

Идеология невидима потому, что она опривычнивается в самых что ни на есть привычных средствах коммуникации – в фильмах, в новостях, в рекламе, в статьях, в песнях, в ток-шоу, в сериалах и т.д. Вместе с тем, медиа, даже самых что ни наесть демократических обществах, систематически используются власть имущими путем очевидного замалчивания важных проблем и тем.

Понятие идеологии в том виде, какое оно приняло в современном неомарксизме, позволяет осмыслить символическую работу СМК в плане «социального конструирования реальности», их роль в воспроизводстве господствующего видения социальной реальности посредством создания одних версий событий социальной и политической жизни и исключения альтернативных версий тех же событий.
Стюарт Холл. Кодирование и декодирование
В рамках британских культурных исследований основной упор делался на исследованиях идеологической роли массовой коммуникации и природы идеологии с точки зрения того, как она «прочитывается» аудиторией в текстах масс-медиа. В рамках этого С. Холл сформулировал собственную концепцию «кодирования-декодирования» текстов массовой коммуникации.



Процесс кодирования информации в медиа описывается С. Холлом как единый направленный процесс «закрытия» («сlоsure») всего потенциального спектра значений сообщения до тех, которые являются предпочтительными в господствующей идеологии. Но основным местом борьбы за идеологическую гегемонию для С. Холла является не сфера кодирования посланий, а сфера их декодирования.

Холл выделил три возможных варианта соотношения кодирования и декодирования в процессах массовой коммуникации:


1
Полное соответствие
Ситуация, когда между кодированием и декодированием существует полное соответствие и процесс соответствует идеалу совершенно неискаженной коммуникации. Для Холла это худший вариант – индивид полностью вписан в гегемонистский культурный порядок и оперирует исключительно господствующими кодами. В этом случае индивид превращается в идеологически сконструированного субъекта
2
Частичное соответствие
Соответствие между кодированием и декодированием является только частичным. Иными словами, члены аудитории, в целом сохраняя лояльность господствующей идеологии, осмысляют определенные события в духе, противоречащем этой идеологии, но соответствующем их собственной социальной позиции. Возникающие при этом противоречия, как правило, не осознаются.
3
Оппозиция
Декодирование может носить и радикальный характер, то есть осуществляться с позиций прямо противоположных господствующей идеологии. В этом случае член аудитории деконструирует гегемонистский код и конструирует послание заново в оппозиционном коде. Декодирование с радикально-оппозиционных оснований происходит тогда, когда член аудитории, к примеру, прочитывает «общечеловеческое» как «классовое»; «нормальное» как «патриархатное».
Очевидно, что, когда события, которые обычно декодировались большинством аудитории с первых двух позиций, начинают декодироваться с радикально оппозиционных позиций, есть все шансы, что это может перерасти в полноценный политический и социальный кризис.

Собственно, главная задача последователей Бирмингемской школы состоит именно в том, чтобы научить аудиторию занимать радикально-оппозиционную нишу.

Главным недостатком модели кодирования-декодирования, с точки зрения ее практической (эмпирической) проверки оказалось то, что в ней «отсутствует четкая грань между пониманием-непониманием знаков и согласием-несогласием с теми значениями, которые передаются с помощью этих знаков.

Ссылки
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website